Программа проф. подготовки для учащихся X–XI классов предмета «Трудовое обучение» Оператор электронно-вычислительных машин, ЭВМ, ПЭВМ. - Класны кіраўнік.
Рабочий учебный план и программа предназначены для использования при подготовке учащихся на занятиях трудового обучения в общеобразовательном учреждении по профессии «Оператор ЭВМ».
Курс обучения рассчитан на два года. Программа обучения разработана, исходя из того, что на профессиональную подготовку отведено 420 часов, из них на теоретическое обучение – 120 часов (40 %), на практическое обучение – 180 часа (60%). Для учащихся 10-х и 11-х классов предусмотрена производственная практика в количестве 60 часов в каждом классе. Режим обучения – 6 часов в неделю.
Комплект учебно-программной документации содержит квалификационную характеристику, рабочий учебный план, перечень необходимых кабинетов, мастерских, иных учебных объектов, программу и тематические планы теоретического и практического обучения.
Квалификационная характеристика составлена в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) Республики Беларусь, «Оператор ПЭВМ» и содержит требования к основным знаниям и умениям, которые должны иметь учащиеся указанной профессии и квалификации. Код профессии № 16199, согласно перечню профессий для подготовки рабочих на производстве (Минск, РИПО, 2008 г.).
Для проведения теоретического и практического обучения привлекаются инженерно-технические работники, имеющие высшее или среднее специальное образование.
Данная программа предусматривает знания по темам:
• устройство ПЭВМ;
• основные команды и операции MS DOS, Norton Commander и Windows - (95, 98, ХР, Seven);
• диски и работу с дисками;
• каталоги и работу с каталогами;
• сервисные программы;
• программы архиваторы;
• возможности текстовых и графических редакторов;
• электронные таблицы;
• возможности СУБД по обработке данных;
• компьютерный вирус;
• среда программирования Turbo Pascal;
• сети: локальные и глобальные.
Программа производственного обучения предусматривает изучение операций и видов работ:
• включение и выключение компьютера;
• умение выходить из состояния «зависания» программ;
• копировать файлы и дискеты;
• форматировать диски;
• создавать, редактировать, удалять и переименовывать текстовые, табличные и графические файлы;
• распечатывать текстовые и графические файлы;
• создавать базы данных;
• защищать от компьютерных вирусов;
• архивировать файлы;
• работать с сервисными программами;
• составлять программы, используя язык программирования Turbo Pascal;
• работать в сети.
В процессе обучения необходимо прививать учащимся любовь к изучаемой профессии, умение творчески решать производственные задачи, формировать навыки качественного выполнения работ, умение эффективно использовать рабочее время.
На занятиях необходимо применять эффективные методы обучения, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся и прочному усвоению ими учебного материала. Шире использовать межпредметные связи, увязывать теоретический материал с практическим обучением.
К концу обучения каждый учащийся должен уметь выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой. По окончании обучения, в 11 классе учащимися может сдаваться выпускной квалификационный экзамен, в случае успешной сдачи которого присваивается 4-й квалификационный разряд профессии «Оператор ЭВМ». В аттестат выставляется годовая отметка по предмету «Трудовое обучение».
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте. В запросе обязательно указать какой предмет Вы преподаете.
Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками внеклассных мероприятий.
ПРОГРАММА КУРСА «ТРУДОВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ». «ОПЕРАТОР ЭВМ»
Компьютеры проникают во все сферы человеческой деятельности. Поэтому круг обязанностей оператора ЭВМ достаточно широк – он должен знать особенности устройства и эксплуатации ПК и должен уверенно работать во всех основных программных пакетах, в его обязанности входит организация мер по защите и предотвращению потери информации, обслуживание дисков, диагностика сбоев в работе прикладных программ и периферийных устройств.
Настоящий учебный план предназначен для подготовки операторов электронно-вычислительных и вычислительных машин. Программой предусмотрено получение учащимися знаний, необходимых для полного усвоения специальности.
Программа по предмету «Оператор ЭВМ» составлена с учетом возрастных особенностей учащихся 10 - 11 классов. В целях подготовки учащихся к включению в трудовую деятельность по избранной профессии, в процессе обучения формируются профессионально значимые личностные качества (внимание, долговременная и оперативная память, логическое мышление, наблюдательность). Учет успеваемости по темам учебного плана проводится путем текущей и периодической проверки знаний, умений и навыков.
В процессе практических занятий формируются четкие представления о функциональных обязанностях оператора ЭВМ.
При разработке программы использовались требования стандарта по профессии «Оператор ЭВМ». В связи с тем, что отсутствует государственная сертифицированная программа начального профессионального обучения по специальности «Оператор ЭВМ и ПЭВМ» для общеобразовательных учреждений содержание курса соответствует совокупности программ основного и дополнительного образования. Теоретические сведения и практические занятия помогают выработать у учащихся целостный взгляд на работу оператора ЭВМ, его роль в деятельности учреждений и предприятий, успешно решать задачу формирования у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для работы на современных компьютерах, умелое применение компьютерной техники для решения прикладных задач.
В целях глубокого изучения и твердого усвоения учебного материала, развития у учащихся технического мышления необходимо практиковать самостоятельную работу со справочной литературой, применять прогрессивные методы обучения, использовать показ учебных фильмов.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса и при выполнении практических заданий. Учебный план построен по модульному принципу. Данный принцип позволяет учащемуся, прошедшему курс обучения, самостоятельно работать на компьютере и продолжить обучение по специальным курсам, углубляя знания и умения по самостоятельно выбранным направлениям информационных технологий (автоматизированные системы управления, компьютерная графика, базы данных, делопроизводство на компьютере).
По окончании обучения проводится квалификационный экзамен, по результатам которого выдается удостоверение «Оператор ЭВМ».
Квалификационная характеристика
Оператор ЭВМ должен знать:
• требования охраны труда и пожарной безопасности, основы охраны труда;
• структуру системного блока, основные устройства ПК, правила их эксплуатации, виды и причины отказов в работе устройств;
• понятие файла и каталога, понятие компьютерного вируса;
• основные возможности Windows;
• стандартные и специальные программы Windows, основные приемы форматирование документа, основные методы размещения текста, применения многоколоночного текста, таблиц и стилей;
• основы программирования, этапы решения задач на ЭВМ, методы моделирования процессов, алгоритмы обработки данных;
• основные положения и функции операционных систем;
• рабочие инструкции по обработке информации, носители данных;
• назначение и возможности работы в телекоммуникационных сетях и ЛВС, правила работы с прикладным программным обеспечением;
• методы разработки Web-страниц с использованием HTML и Macromedia технологий.
Оператор ЭВМ должен уметь:
• соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте оператора ЭВМ, бережно обращаться с оборудованием;
• подключать компьютер, практически работать в ОС Windows;
• работать с различными типами прикладных программ (текстовые и табличные процессоры, СУБД, графические редакторы);
• грамотно форматировать текст, размещать текст и графику на полосе, работать с таблицами, нумеровать страницы, работать с колонтитулами;
• выполнять обработку документов на ЭВМ различного типа с печатанием исходных данных и результатов работы;
• программно реализовать и отлаживать текст программы на языке программирования, выполнять ввод информации с различных носителей;
• работать в телекоммуникационных сетях и ЛВС, передавать данные по различным каналам связи;
• применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте.
Цель программы
• Обучить учащихся работе на ПК ЭВМ, работе с операционной системой Windows, пользовательскими программами, с различными типами архиваторов и антивирусными программами;
• Ознакомить учащихся с элементами аппаратной конфигурации компьютера (с различными типами материнских плат, видео карт, накопителей на магнитных дисках, средств мультимедиа, различными видами принтеров);
• Обучить школьника рационально ставить задачи, читать, писать и отлаживать программы на процедурном языке программирования Pascal;
• Формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, система управления базами данных Access, программы для подготовки компьютерных презентаций Power Point;
• Приобщить обучаемых к современным информационным технологиям;
• Обучить практической работе в локальных вычислительных сетях;
• Привить навыки работы в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
• Научить создавать собственные Web-страницы;
• Ориентировать подростков на выбор профессий, связанных с компьютерными технологиями.
Задачи
1.Образовательные:
- научить навыкам работы с компьютером;
- преодолеть психологический барьер человека перед компьютером ЭВМ;
- развивать логическое мышление, память;
- научить чётко излагать свои мысли;
- овладеть компьютерной грамотностью на уровне пользователя;
- формировать алгоритмический подход к решению задач.
2.Воспитательные:
- формирование культуры поведения;
- профессиональная ориентация подростков в выборе будущих профессий в области компьютерных технологий;
- воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи;
- воспитание умения довести начатое дело до конца.
3.Развивающие:
- развитие логического мышления;
- развитие творческих способностей;
- развитие памяти, внимания;
- развитие терпения и усидчивости при усвоении новых знаний;
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте. В запросе обязательно указать какой предмет Вы преподаете.
Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками внеклассных мероприятий.
Объем, содержание и сроки проведения производственной практики по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» 4-го разряда определены тематическим планом учебной программы учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих для учащихся X–XI учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» 4-го разряда.
Фонд учебного времени на производственную практику составляет 120 учебных часов.
Учащиеся проходят производственную практику в_______________________________________________________________
(наименование организации)
Режим работы учащихся соответствует режиму, действующему на конкретном предприятии.
Для учащихся продолжительность рабочего дня определяется Трудовым кодексом Республики Беларусь.
Цель и задачи производственной практики
Целью производственной практики как заключительного периода производственного обучения является подготовка будущего работника к самостоятельной высокопроизводительной работе на объектах предприятия.
Основными задачами производственной практики являются:
– закрепление и совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по избранной профессии;
– накопление опыта самостоятельного выполнения заданий;
– приобретение умений и навыков при работе на ПЭВМ;
– изучение производственной технологии и технической документации;
– адаптация учащихся к конкретным производственным условиям;
– формирование профессионально значимых свойств (внимательность, выносливость, способность к творческому мышлению и др.), качеств (добросовестное отношение к труду, взаимопомощь, уважение к традициям предприятия и стремление преумножать их и др.);
– формирование умений согласовывать свою работу с работой коллектива, совершенствовать навыки само- и взаимоконтроля.
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте. В запросе обязательно указать какой предмет Вы преподаете.
Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками внеклассных мероприятий.
Педагоги Беларуси получают любой материал, для сайта, совершенно свободно, предварительно отправив запрос по электронной почте. В запросе обязательно указать какой предмет Вы преподаете.
Педагогам России, других стран СНГ материал высылается
исключительно в порядке взаимообмена аналогичными разработками внеклассных мероприятий.